Главная » Файлы » Школа - модель гражданского общества |
[ Скачать с сервера (54.0 Kb) ] | 10.12.2013, 12:37 |
Технология моделирования институтов гражданского общества в школьной
среде Авторы:
М.П.
Хуртина, Е.А. Волкова Е.В. Федотова. Экспериментальная отработка эффективных (технологичных) методов
гражданского образования и патриотического воспитания школьников является важнейшей
целью инновационной деятельности МБОУ СОШ № 23 города Димитровграда. Одной из значимых
технологий является моделирование институтов гражданского общества в школьной
среде. В соответствии с нашей программой РИП «Растим
граждан – патриотов России» мы рассматриваем школу как модель гражданского
общества, своеобразного полигона для приобретения учащимися необходимого опыта
гражданского действия. Закончив обучение в школе, ребята должны обладать не
только определенным багажом знаний, которые позволят им получить дальнейшее
образование и профессию, но и иметь четкую гражданскую позицию, уметь тактично
ее выражать и отстаивать, иметь навыки общения с различными социальными
группами, располагать запасом правовых знаний и умений... Программа РИП «Растим
граждан-патриотов России» предполагает взаимосвязь таких понятий как
гражданское образование и патриотическое воспитание. Работа по
гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных
занятий и внеклассной работы. В рамках внеурочной деятельности в нашей школе
моделируются элементы гражданского общества: школьная общественная палата,
школьный пресс – центр, ученические
сообщества, служба примирения «Созвездие добра», сообщества развития личности
(кружки по интересам учащихся), работает школьный музей «Фронтовая землянка». В 2012-2013 учебном году в школе созданы следующие ученические
сообщества: 1. Ассоциация частных предпринимателей школы – это ученическое
сообщество, объединяющее учащихся 5-7 классов, интересующихся проблемами
предпринимательства и желающих связать свою будущую взрослую деятельность с
малым и средним бизнесом. Деятельность Ассоциации частных предпринимателей
школы направлена не только на обучение
школьников основам предпринимательской деятельности, но и призвана воспитывать в будущих бизнесменах чувство гражданского
долга и патриотизма, растить порядочного человека,
личность, готовую помогать слабым. 2. Объединение «Содружество» –
это ученическое сообщество, объединяющее учащихся 6-х классов, учителей школы,
преподавателей и студентов факультета философии и социальных наук
Димитровградского инженерно-технического института НЯУ МИФИ. В рамках работы
данного сообщества учащиеся совместно со студентами изучают права человека,
участвуют в городских конференциях и семинарах по данной проблеме, 3. Фонд «Милосердие». Данная модель гражданского общества – это объединение
неравнодушных людей, готовых помогать нуждающимся. Фонд «Милосердие» –
ученическое сообщество, объединяющее всех учащихся школы, желающих помогать
детям города Димитровграда, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Для этого
Фонд сотрудничает с детским реабилитационным центром «Радуга» и городской
детской больницей, где временно живут дети из социально неблагополучных семей.
Государство обеспечивает их питанием, одеждой, однако игрушек у этих
детей очень мало. А ведь ребятам, оставшимся без опеки родителей, также как и
всем остальным, хочется мастерить, играть, развивать свои таланты… Школьный Фонд
«Милосердие» занимается изготовлением и реставрацией мягких игрушек, сбором
средств на покупку погремушек и развивающих игрушек для детей до 3-х лет,
находящихся в городской детской больнице. 4. Ученическое сообщество «Экозащита» объединяет учащихся 5-9 классов,
изучающих тему «Экологические проблемы и права человека». Данная тема выбрана
не случайно. В нашем городе находится Научно-исследовательский институт ядерных
реакторов, с которым сообщество «Экозащита» планирует сотрудничать и совместно
разрабатывать проект «Готовность населения к радиационной аварии». Этот проект
является актуальным для населения нашего города и ближайших районов, т.к. люди нуждаются
в своевременном информировании о действиях в случае радиационной аварии и
элементарных средствах защиты своего здоровья и
безопасности жизни. 5. Школьное географическое общество
– ученическое сообщество, объединяющее учащихся 5-7 классов, интересующихся
географией. Учащиеся изучают географию Родного края, национальный состав
Ульяновской области, изучают права человека. 6. Политический клуб «Мнение» –
это ученическое сообщество старшеклассников, изучающих тему «Моральные аспекты
правовых норм». 7. Клуб «Английского языка» –
ученическое сообщество старшеклассников, изучающих права человека в
англоязычных странах. Деятельность всех ученических сообществ координируется высшим органом
школьного гражданского общества – Общественной палатой при президенте школьной
республики «Фемида». В его состав входят
представители всех ученических сообществ и детских организаций школы.
Общественная палата разрабатывает единый план работы школьных ученических
сообществ и согласует план с директором
школы и президентом школьной республики «Фемида». Цель работы ученических сообществ –
создать необходимые условия для проявления высокой социальной активности
учеников школы. Педагоги-кураторы ученических сообществ формулируют перед
учащимися социальные проблемы, которые возможно решить, сотрудничая с
общественными и государственными организациями города и области. Решение
социально значимых проблем позволит повысить правовую грамотность учащихся
школы, получить необходимый опыт гражданского действия, научит учащихся видеть
проблемы общества, а главное – находить алгоритм решения данных проблем путем
создания институтов гражданского общества и взаимодействия с различными
организациями. Школьный
пресс-центр готовит и выпускает школьную газету развлекательно-информационного характера. Основная задача
издательства – освещение всех сторон жизни школы, педагогов, ученических
сообществ, интересных и значимых событий
города и страны. На базе школьного пресс-центра формируется также лига внештатных
корреспондентов. В школе функционирует необычный школьный музей «Фронтовая землянка». Он посвящен
быту солдат времен Великой Отечественной Войны. Наш музей – красочная копия
фронтовой землянки. Стены сделаны из неотесанных бревен; сколочены нары – место
отдыха солдат; в центре стоит стол с картами местности
и телефоном – место начальника штаба; выделена и зона для политзанятий.
Все экспонаты находятся в открытом доступе для ребят, их можно не только
рассматривать, как в обычном музее, но и трогать, примерять, изучать. Кроме
того, музей размещён в подвале, чем только
усиливает интерес ребят и гостей школы. Совет школьного музея является ученическим сообществом, организующим
работу школьного музея «Фронтовая землянка». Данный Совет
осуществляет следующие функции: пополнение фондов «Фронтовой землянки» путем
организации исследований, налаживания переписки и личных контактов с участниками
В.О.В., устанавливая связи с другими музеями; учет и хранение экспонатов, их
изучение; оформление экспозиций и выставок; проведение экскурсий для учащихся,
родителей, педагогов; содействие учителям в использовании экспонатов и
материалов «Фронтовой землянки» в учебно-воспитательном процессе; составление
плана работы «Фронтовой землянки» на весь учебный год; подготовка, организация
и проведение запланированных мероприятий (встреч ветеранов Великой Отечественной войны, праздников, экскурсий, конференций, конкурсов
и т.д.); использование материалов и экспонатов для участия в городских
конкурсах, конференциях. Кроме того, Совет
школьного музея сотрудничает с городскими и общественными организациями города:
Димитровградским краеведческим музеем, Советом ветеранов Великой Отечественной войны г. Димитровграда, Советом ветеранов блокадного
Ленинграда и лично с его председателем Комаровым Геннадием Александровичем. Зачастую в школе, как и в любом другом учебном заведении, возникают
конфликтные ситуации (драки, кражи, вымогательство, порча имущества,
недопонимание между учителем и учеником, конфликты на почве слухов и т.д.).
Школьная служба примирения «Созвездие добра» предлагает участникам конфликта
сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем
самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе решения конфликтной
ситуации. Служба примирения является ученическим сообществом, действует на
основании законодательства и устава
школы. Школа как модель гражданского общества,
строящая свою деятельность на основе самого широкого социально-педагогического
взаимодействия с семьей, структурами местного самоуправления, институтами
гражданского общества, бизнесом, государственными и общественными организациями
в наибольшей степени приспособлена для реализации требований новых
образовательных стандартов. Школа как модель гражданского общества имеет
возможность предоставить для личности не только собственное пространство, но и
пространство социального окружения. Такая школа рассматривает социальную успешность
обучающихся не только в плане их успехов в учебной деятельности, но и в плане
социальной успешности через решение проблем сообщества, т.е. деятельности,
которая имеет социальные эффекты «здесь и сейчас». Это стимулирует социальное
созревание школьников, формирование их гражданской позиции, рост их самооценки.
Школа как модель гражданского общества значительно более эффективно готовит
обучающихся к выбору профессии, так как способствует включению в образовательный
процесс огромного количества социальных практик, результат которых имеет форму
общественно оцениваемого и поэтому значимого и для учащихся, и для социума
продукта. Школа как модель гражданского общества, будучи предельно открытым
социумом, стремящимся к максимально возможному взаимодействию с окружением,
имеет гораздо больше возможностей готовить обучающихся «не словом, а делом»,
целенаправленно вести их к безопасному и здоровому образу жизни и за пределами замкнутого
пространства образовательного учреждения. Школа как модель гражданского общества
приобщает учащихся к идеалам и ценностям этого общества, воспитывает истинных
патриотов Отечества. | |
Просмотров: 622 | Загрузок: 14 | |
Всего комментариев: 0 | |